В 2015 году исполняется 70 лет со дня Великой Победы. К этому событию готовится множество проектов, начиная от школьных, и заканчивая инициированных министерством культуры. Не секрет, что большую долю знаний о войне люди, живущие в 21 веке, получают из фильмов. О военных образах в кинематографе, актерской профессии, понятии мужественности и вечных ценностях мы беседуем с актером театра и кино
Алексеем Зеленским.
Под воздействием крупного плана раздвигается пространство, и если в центре оказывается лицо, необходимо, чтобы это лицо не просто жило, а посредством внутренней силы излучало спектр неоднозначных состояний, присущих живому человеку в каждую минуту его жизни
Алексей, у вас определенно есть однофамильцы в кино-среде, это ваши родственники?
Есть и в среде телеведущих, а если открыть Википедию, то найдутся и среди врачей, спортсменов, военных. Даже есть Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны. Нет, родственников среди известных обладателей данной фамилии я не имею. При наличии совпадений и сомнений советую обращать внимание на имя.
– В вашей фильмографии много различных ролей, но более всего выделяются военные образы («Остров», «72 метра», и т.д.) Это случайность?
– Я думаю, именно случайности самые меткие. Те, кто прилагает немалые усилия к достижению своих целей, обычно не верят в случайности. То же можно сказать и о везении. Я был воспитан на военных фильмах советского периода, потрясающих, высокопрофессиональных работах, через которые люди могли впитать не только дух времени, но и прикоснуться многогранными образам героев. Естественно, что и в моей семье есть своя военно-биографическая страничка, ведь воевали мои деды, а бабушки работали на оборону. Я хорошо чувствую трагедию того поколения и восхищаюсь его мужеством.
– Что для вас означает понятие мужества?
– Мужество – понятие сложносочиненное, но вместе с тем и однозначное, как всякая добродетель. Мужество – это когда в опасности люди совершают прекрасные дела, когда боятся поступать даже в мелочах позорно. Мужество – это способность к самообладанию и невозмутимому выполнению своего долга, невзирая ни на какие бедствия и опасности. Мужество – это способность решать и нести полную ответственность за свои решения. Мужество – это верность слову, женщине, Родине, себе. Мужество – это оставаться добрым в несчастии. Именно такие ценности я вижу в советских фильмах, и особенно в фильмах о войне. Сегодня, к сожалению, многое переворачивается с ног на голову. Скажите, как мог стать эталоном мужественности Джеймс Бонд, мужчина неопределенных убеждений, меняющий подружек, как перчатки? Непостоянство, цинизм, эгоизм лишают мужественности, и такой человек вряд ли может быть твердым в исполнении долга и проявить все качества истинно достойного человека. Вероятно, я никогда не узнаю, как это – продавать себя как секс-символ, по-тому что я запрограммирован иначе.
– В фильме «Остров» у вас просто завораживающий крупный план, и всего несколько минут экранного времени, чтобы выразить целуюгамму эмоций, от испуга до решительности и самообладания, от отвращения до ненависти. Почему сейчас в кино не часто снимают выразительный крупный план?
– Естественно, что в кино крупный план принято экономить, потому что зритель должен соскучиться по лицу актера. Под воздействием крупного плана раздвигается пространство, и если в центре оказывается лицо, необходимо, чтобы это лицо не просто жило, а посредством внутренней силы излучало спектр неоднозначных состояний, присущих живому человеку в каждую минуту его жизни. К сожалению, сегодня далеко не у всех это получается, во многом от того, что мы переживаем время непрофессионалов. «Хлопотать лицом», еще не значит играть по-настоящему. И если актер просто «сдвинет брови», как Бунша на троне Ивана Васильевича, то из него автоматически не получится царь Грозный. Для военного временя характерны сильнейшие эмоции и вместе с тем сильнейшее их подавление. Человек испытывает ужас и страх смерти, беспокоится о семье, о судьбе которой возможно ничего не знает уже много месяцев, но, в то же время, чувствует гордость за страну, понимает свою правоту и имеет решительность к действию. Такую палитру внутренних переживаний непросто выложить в одном кадре, а крупный план выдаст любую мелкую ложь. Эта ложь имеет место и в другом виде – те типажи, которые сегодня попадают в фильмы о войне осовремененные, журнально-гламурные, и совершенно далеки от реальных образов наших дедушек и бабушек. Знаете, как говорят – чем тише эхо войны, тем белее зубы у актеров. К сожалению, правды в этом на грош. Так что кадры решают все, особенно в кино, причем в обоих значениях этого слова.
– На ваш взгляд современный кинематограф лишен души?
– Не все так плохо, конечно, но дефицит души, простите за каламбур, налицо, и это лицо актера. Да и многие современные фильмы по сюжету уступают самому первому «Прибытие поезда». Стало больше шаблонов, вроде моей любимой фразы из американских триллеров: «Надо выбираться отсюда!». А между тем жизнь гораздо многогранней и интересней, если постоянно развивать талант к живому ее восприятию. Искусство кино – это же не движение мускулов лица или тела, а движение мысли и души. Джина Лоллобриджида говорила «В кино вместо бюста нужно показывать сердце», а сегодня все чаще бывает наоборот. А ведь это не свойственно русской духовности и ценностям, на которых росли поколения до нас. Конечно, время диктует свои условия, сегодня они рыночные, насквозь коммерческие, и жить на что-то надо. Но все-таки хочется вспомнить слова и нашей великой актрисы Фаины Раневской «Сняться в плохом фильме – все равно, что плюнуть в вечность, ведь деньги будут съедены, а позор останется». Немое кино существует и в наше время – это кино, которое ни о чем не говорит.
– В жизни вам кино помогает, или мешает?
- Когда в кино много от жизни – это настоящее кино, но когда в жизни много от кино – это уже ненастоящая жизнь. Проживая множество жизней на сцене и в кадре, в реальном пространстве я предпочитаю простые вещи честность, искренность, прямоту, настоящую любовь. Как сказал Чарли Чаплин «Не имеет значения, где жить, важно – с кем. Ваше обнаженное тело должно принадлежать тому, кто любит вашу обнаженную душу». Жизнь – это не кино, римейка не будет.
– Вы любите свою профессию?
– У меня потрясающая, удивительная профессия.
Спасибо ей за все!
|